Умение ползать "Когда ребенок постепенно учится ползать, можно выявить следующие отклонения от нормы :
если ребенок к концу 1-го месяца жизни в вертикальном положении не может на мгновение удержать головку;
если к концу 2-го месяца он не может приподнять головку на 5 см от поверхности и удержать ее;
если к концу 3-го месяца он не может, лежа не животе, удержать го- ловку в течение 1 мин;
если к концу 4-го месяца он не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья;
если к концу 5-го месяца ребенок плохо поворачивается самостоя- тельно с живота на спину;
если к концу 6-го месяца, лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки;
если к концу 8-го месяца еще не может ползти назад;
если к концу 9-го месяца не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;
если к концу 11-го месяца он не может ползать на четвереньках.
Умение сидеть Следует насторожиться, если
ребенок к концу 2-го мес. совершает несимметричные движения ручка- ми и ножками;
к концу 3-го мес. ребенок не может удержать головку хотя бы на по- лминуты в вертикальном положении;
к концу 4-го мес. у него головка отклоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения лежа на спине;
к концу 5-го мес. он неуверенно держит головку, особенно в тот мо- мент, когда его приподнимают за ручки из положения лежа на спине;
к концу 7-го мес. ребенок при поддержке за руку родителей не пыта- ется сесть;
к концу 9-го мес. при седении плохо удерживает равновесие или не может повернуться вокруг своей оси;
к концу 11-го мес. не может сидеть с вытянутыми ногами.
Умение ходить К врачу нужно обратиться, если
к концу 4-го мес. ребенок, когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики пальцев ног;
к концу 6-го мес. в таком же положении не "пританцовывает";
к концу 8-го мес. не может короткое время стоять при поддержке за руки;
к концу 11-го мес. не пытается стоять, удерживаясь за мебель или стенки манежа;
к концу 11-го мес. не может передвигаться, держась за опору;
к концу 12-го мес. не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого;
к концу 13-го мес. не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 с;
к концу 15-го мес. не может свободно пройти 20 шагов;
к концу 16-го мес. не бегает свободно;
к концу 20-го мес. не может без поддержки пнуть мяч;
к концу 30-го мес. не может без поддержки спуститься по лестнице;
к концу 36-го мес. не может 1с без опоры удержаться на одной но- ге.
Формирование хватательных движений При формировании осознанных ХВАТАТЕЛЬHЫХ ДВИЖЕHИЙ, следует насторо- житься, если к концу
3-го мес. ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному пред- мету, который держат перед ним;
3-го мес. не разглядывает свои ручки;
5-го мес. не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
6-го мес. не может ухватить кубик;
8-го мес. не может удержать между указательным и большим пальцами пуговицу;
9-го мес. не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку или платок с головы;
12-го мес. не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому;
18-го мес. не может построить башню из 3 кубиков;
20-го мес. не может чертить прямые линии;
24-го мес. не может отвинтить крышку от банки;
33-го мес. не может аккуратно есть суп ложкой;
36-го мес. не может налить воду в чашку.
Слух и зрение Подзрения в нарушении СЛУХА И ЗРЕHИЯ могут возникнуть, если к концу
1-го мес. ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча карманного фонарика вправо-влево;
2-го мес. не прислушивается к звону колокольчика и не следит гла- зами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону;
3-го мес. не ищет глазами, откудазвенит колокольчик;
5-го мес. не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение ма- тери;
6-го мес. уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения;
7-го мес. не может стучать кубиком по столу;
8-го мес. не прислушивается к разговору взрослых;
9-го мес. не может стучать кубиками друг о друга;
10-го мес. не сбрасывает игрушки со стола;
12-го мес. не проявляет интереса к автомашинам;
15-го мес. не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах;
24-го мес. не может отличить сьедобное от несьедобного;
32-го мес. не может выложить кубики в одну линию.
Развитие речи Признаки нарушения РАЗВИТИЯ РЕЧИ, если к концу
1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением;
4-го мес. не улыбается, когда с ним заговаривают;
5-го мес. не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет ("Где папа ?");
7-го мес. не пытается привлечь к себе внимание какими-либо опреде- ленными звуками;
9-го мес. не может повторить за взрослым восемь различных звукосо- четаний и слогов;
10-го мес. не может махать головой в знак отрицания или несогласия или помахать ручкой в знак прощания;
12-го мес. не может произнести ни слова, не прислушивается к музы- ке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
15-го мес. не может адекватно употреблять слова "мама" и "папа";
20-го мес. не может произнести 6 осмысленных слов;
20-го мес. не может показать части тела, которые ему называет взрослый;
29-го мес. не понимает разницу между словами "большой" и "ма- ленький";
36-го мес. не может показать, какая линия из 3 самая длинная;
37-го мес. не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
Развитие ребенка в социальном плане Обратитесь к врачу, если ребенок к концу
1-го мес. не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;
2-го мес. не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;
3-го мес. не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заго- варивает с ним или улыбается ему;
4-го мес. не выражает радость, когда с ним играют;
5-го мес. не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике;
6-го мес. не проситься "на ручки", протягивая свои ручки к взрос- лому;
7-го мес. не ласкается к матери или близкому человеку;
9-го мес. не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердиться, когда у него отбирают игрушку;
10-го мес. не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает смех окружающих;
11-го мес. не поддерживает чашку при питье и не может самостоя- тельно есть сухарь;
12-го мес. не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале;
15-го мес. не может играть с матерью в мяч, не может самостоя- тельно удержать стакан и пить из него;
19-го мес. не играет с плюшевым медведем или куклой;
20-го мес. не может сам надеть носки, обувь и шапку;
21-го мес. не может, подражая матери, выполнять некоторые хоз.де- ла;
24-го мес. не может сам вымыть и вытереть руки;
29-го мес. еще не может словами попросить еду;
30-го мес. не может один есть ложкой;
34-го мес. еще не говорит о себе, применяя местоимение "Я", не может сам одеться, не ходит своевременно в туалет."